Шторы для театрального занавеса, как и остальные текстильные убранства сцены среди профессионалов метко называют «одеждой для сцены». На самом деле сцена, которая лишена текстильного оформления, выглядит голой, на виду сразу же оказываются все внутренности создающие магию: движущиеся конструкции, приборы освещения и прочие неприглядные для глаза зрителя детали. Как и из чего создается одежда для сцены, чем управляется далее в статье.
Виды и механизмы штор для сцены
Существует более десятка вариантов штор для сцены, но мы рассмотрим самые известные и используемые:
- АРЗ (антрактно-раздвижной занавес). Сцена открывается для зрителя при синхронном передвижении драпировок от центра к боковым сторонам. Полотна штор движутся по разным направляющим, и частично покрываю друг друга в центре (в закрытом положение).
- ПОЗ (подъемно-опускной занавес). Полотно портьер крепится к балке , опускаясь и поднимаясь в месте с ней в случае необходимости. В боковые и нижнюю часть штор вшиваются направляющие, которые позволяют плавно поднимать и опускаться конструкции. Такой занавес никогда не опускается до конца, чтобы планка не ударялась об пол сцены.
- Комбинированные кулисы. В данном случае используются два ранее описанных вида, которые при запуске механизма одновременно или постепенно движутся, открывая сцену для зрителя.
- Складной занавес. Такой вид предполагает сложение полотнища в двое или трое, при этом нижняя часть штор прячется за верхней.
- Австрийский занавес имеет второе название занавес «буйонне», механизм работает по такому же принципу, как и австрийские шторы. Внизу драпировки собраны в красивые, дугообразные складки, которые при открытии подтягиваются за несколько точек, образуя в открытом виде красивую арку или прямую линию.
Другие элементы декора для «одежды» сцены
У штор для сцены, как и у домашних драпировок, имеются свои элементы декора, позволяющие предать более торжественный и эстетичный вид кулисам, к ним относят:
- Арлекин – это полоса материала на переднем плане верхней части всего занавеса. В основном это самая богатая и украшенная часть одежды для сцены в качестве ее украшений выступают сваги, драпировки, бахрома или кисти.
- Падуга это функциональная, прямая, горизонтальная драпировка под потолком сцены, которая предназначена для сокрытия технического оборудования, такого как: софиты, тросы, блоки, противовесы и другого оборудования.
- Кулисы – это вертикальные полотна, которые делят сцену на несколько планов (смысловых частей). За кулисами в основном скрывается технический персонал и актеры, ожидающие своего выхода. Кулисы, которые могут сдвигаться, создавая при этом более сложный план сцены — называются поплановыми занавесами.
- Задник – это завершающая часть сцены, которая позволяет создать единую картину. Он может иметь разную форму и фактуру : гладкую, со складками или в виде французской шторы. Чаще всего создается два вида задников: французская штора для праздничных торжеств и с прямыми складками для рядовых мероприятий.
В соответствии с основным оформлением сцены в зрительном зале оформляются окна (если они имеются), а также декоративные проемы и ложе. Управление шторами для сцены может осуществляться двумя способами: вручную или дистанционно. Современные залы оснащены системой, которая управляется при помощи пульта.
Цвет и материал для пошива сценических штор
Традиционно самый распространенный цветовой вариант для кулис – это, конечно же, красный. Он несет в себе эмоциональный взрыв, при этом цвет необыкновенно благородный, торжественный и сильный. Также нередко используются: торжественно-богатый золотой, насыщенно-чувственный синий и малахитовый, нейтральный беж и глубоко-угольный черный.
Главное требование, которое предъявляется к материалу для сценических занавесей – это устойчивость к возгоранию. Для основных штор и арлекина используют тяжелые, плотные ткани, которые можно собрать в красивые складки: бархат, велюр, жаккард и сатин. Кулисы, падугии задник обычно изготавливают из сатина или таффеты. Если задник выполняется в виде французской шторы, то ткань можно выбрать полупрозрачную.